Overblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
3 avril 2011 7 03 /04 /avril /2011 19:38

                 antibputevoditel       

                      

                                                 АНТИБ

 

Если представить себе литературный джем-сешн на тему Антиба с  Ги де Мопассаном, то после его соло "Маленькая Рок" из сборника Мадам Парис собственная импровизация на эту тему будет делом непростым. Послушаем маэстро:

Я сидел на молу маленького порта д’Оберно возле деревушки Сали, наслаждаясь видом  Антиба в в лучах заходящего солнца. Я никогда не видел нигде и ничего  столь же удивительного и прекрасного.

Городок, заключенный в свои тяжелые крепостные стены, построенные господином де Вобо, выступающие в открытое море в середине огромного залива Ниццы. Высокая волна с силой разбивается  об их основание,  окружая их цветком пены; и было видно, как над набережной  дома поднимались один над другим до обеих башен, устремленных в небо, как два рога античного шлема. И эти две башни вырисовывались на молочной белизне Альп, на огромной и далекой стене снега, которая загораживала весь горизонт.

Между белой пеной у подножия стен, и белым снегом на окраине неба, маленький яркий городок  стоял в глубине голубеющих первых гор, и лучи заходящего солнца лежали на рыжих крышах пирамиды домов, отчего  фасады так же становились белоснежными, и  одновременно они переливались всеми цветами радуги.

И небо, выше Альп, было само из почти бело-голубого цвета, как если бы снег с вершин слегка обесцветил его; несколько серебристых облаков  плавали рядом с палевыми вершинами; и на другой стороне залива Ницца, спяшая на берегу моря, протянулась, как белая нить, между морем и горами. Два больших латинских паруса, подталкиваемые сильным бризом, казалось, бежали на волнам. Я смотрел на все это с  восхищением.

Я говорю моему компаньону, господину Мартин, чистокровному южанину:

« Вот, безусловно, один из наиболее редкостных спектаклей, коему мне была оказана честь восхищаться.

« Я видел гору Сен Мишель, это чудовищное украшение из гранита, вздымающееся  из песков в восходящий день.

« Я видел в Сахаре, как на протянувшемся на протяжении пятидесяти километров  озере Райаншергюи парит белая дымка, серебряcь  под яркой, как солнце, луной, и поднимаясь к небесам, подобно молочному взвесу.

« Я видел на островах Липари фантастический серный кратер  Вольканелло, этот гигантский  желтый чудовищный цветок,  курящий и дымящийся, взметнувший свой вулканический стебель прямо в открытом море.

 « Итак! Я не видел ничего  удивительнее, чем Антиб у подножия Альп в лучах заходящего солнца. И не знаю почему,  при этом меня преследуют воспоминания об античных временах- стихи Гомера вертятся у меня в голове, мне кажется, что передо мной один из городов древнего Востока, город Одиссеи, Троя. Хотя Троя была далеко от моря.

Господин Мартин вытащил из своего кармана путеводитель Сарта и прочитал:

 « Этот город был  колонией, основанной фокейцами из Марселя около  340 года до нашей эры. Он получил  греческое имя Антиполис, то есть « против города », город лицом к лицу перед другим, потому что действительно он располагался напротив Ниццы, другой марсельской колонии.

« После завоевания Галлии, римляне сделали из Антиба муниципальный город; его жители пользовались всеми правами римского городка.

« Мы знаем из эпиграммы Марциала мы, что в свое время... »

Мартин продолжал, но  я его остановил:

– Мне совершенно безразлично то, каким он был. Я вам говорю, что у меня перед моим взором лежит город из Одиссеи. Берег Азии или берег Европы, города похожи друг на друга на обеих берегах Средиземного Моря, но ни один, кроме Антиба, не пробуждал во мне с такой силой воспоминаний о тех героических временах.*

 Со времен Мопассана кое-что в Антибе изменилось.  В наши дни Сали- это не пригородная деревушка Антиба, а его шикарный район, где недвижимость стоит намного дороже, чем в других районах города, за исключением Кап Антиба, конечно, а порт Д’Оберно стал официально называться портом Сали. Но если Вы присядете на парапет диги порта на тоже самое место, что облюбовал когда-то Ги де Мопассан, чтобы полюбоваться закатом над Антибом, Вам предоставиться возможность увидеть ту же самую феерическую картину, описанную французским классиком.

            Впервые Мопассан приехал в Антиб, чтобы навестить свою мать, которая жила на вилле Bellevue в пригороде Антиба Ла Фонтон ( в наше время это район Антиба). Сейчас вилла Bellevue является частью кардиологического отделения госпиталя в Ла Фонтоне.

Поводом для долговременного появления Ги де Мопассана на Лазурном берегу стали проблемы со здоровьем, которые из-за хронического заболевания сифилисом обернулись к 1886 году целым букетом неприятных симптомов- проблемы со зрением, дыханием и т.д.

В 1886   Ги де Мопассан вместе с матерью провел зиму В Антибе в усадьбе  Bosquet, что на  Песчаной улице  14 (14 chemin des Sables). Именно здесь  он написал "Монт Oriol" и несколько рассказов, и среди них  "Мадам Парисс". Хозяин усадьбы Морис Мюте дал навигационные уроки Ги де Мопассану, который поставил на якорь в порту Оберно (Aubernon).   сначала свою яхту "La louisette", а позже и  одинадцатиметровую девятитонную яхту "Бель Ами".

А одной из легенд современного Антиба является слух, что владелец расположенного возле порта ресторанчика Le Sucrier  Марк Эстрада является троюродным племянником великого писателя, что, учитывая любвеобильность маэстро, не кажется столь уж невероятным.

Кстати, насколько Мопассан любил Антиб, настолько угнетающе на него действовали Канны. Даже попытку суицида он предпринял в январе 1892 года в Каннах, где умудрился почти перерезать себе горло.

Partager cet article
Repost0

commentaires